Оцените мой сайт


Всего ответов: 45

Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Путешествия по новым местам » Франция

Сочетание
     Обозначив для себя идею и структуру настоящих заметок о садах Маркессак (“Jardins de Marqueyssac”), я задумался о названии. Назойливо предлагали себя банальные штампы вроде “Висячие сады” или  “Поющие в самшите” ( по аналогии с терновником). Но уж совсем другая суть. Нет здесь ни надрыва последней песни на остром шипе, ни оторванности жизни райских садов от борьбы за существование в нижнем ярусе. Есть сочетание праздника и умиротворения, неразрывности с уникальным окружающим ландшафтом и деликатной приватности, гостеприимности и преданности семейной традиции.
      Начало истории поместья относится к 1692 году, когда Бертран Верне де Маркессак приобрел для своей семьи шато, расположенное на высоком скалистом уступе в излучине Дордони. Это место естественным образом находится в центре одного из самых обжитых и привлекательных участков долины главной реки Перигора. В зоне прямой видимости замки Chateau Castelnaud, Beynac
, Fayrac  и экзотический городок La Roque Gageac.
 
          
 
За ближайшим холмом  над рекой главенствует Domme. Каждое из этих мест много значит в истории и культуре Франции.
      Bertrand Vernet de Marqueyssac заложил основы стиля, сочетающего некоторую импозантность фасадной стороны шато , обращенной к долине, со сдержанностью архитектурных решений тыльной стороны и  “домашним” подходом к  обустройству внутренней территории.  Во внешний мир поместье обращено эффектной центральной башней с встроенной лестницей, могучими стенами бастиона со смотровыми площадками и зелеными террасами в духе школы  Le Notre. Парковую часть стали обживать позднее – в первой половине XIX века. Была заложена Главная аллея (La Grand Allee), предназначенная для конных прогулок, и выстроена небольшая церковь.
       Настоящий расцвет Маркесcак пережил в конце XIX века, после того, как поместье унаследовал  Жульен де Серваль и в течение 30 лет с восторгом давал выход своей страсти к садоводству и хозяйствованию. Он  гениально  “сочетал” хорошее знание принципов создания сада в итальянском стиле и стиле Наполеона III с пониманием яркой индивидуальности доставшегося ему природного ландшафта. Своеобразие последнего определяется не только красотой долины Дордони, завораживающе открывающейся со 190 метровой высоты поместья,  утесами и изгибами холмов ,  его окаймляющими, но также особенностями климатическими и геологическими.

 

 
Дело в том, что здесь южные и северные склоны характеризуются принципиально разным микроклиматом. Южная часть сильно прогревается солнцем, скалы аккумулируют тепло и отдают его по ночам. Зимой высокая влажность от реки и густые туманы защищают растительность от заморозков. Северная сторона характеризуется большой влажностью круглый год в сочетании с меньшей освещенностью. К этому добавляются бедные известковые скалистые  почвы и редкие дожди.
     Взвесив все обстоятельства, Julien de Cerval решил не бороться с природой, а красиво использовать то, что она предлагает. Он выбрал акцент, растение N1, которое сделает его сады по настоящему уникальными.  Были привезены и высажены десятки тысяч  кустов самшита, который еще в эпоху Ренессанса высоко ценился садоводами как вечнозеленое, засухоустойчивое растение, хорошо приспосабливающееся к разным почвам и частой стрижке.
      В поместье самшит повсюду. Его посадки структурируют всю парковую зону, окаймляя аллеи, лестницы, смотровые площадки   и места для отдыха и развлечений.  

 
       

Похоже на тонкие зеленые прожилки листовой пластины, роль которой исполняет сама поверхность вершины утеса. А он велик. Общая его протяженность около 1км,  а длина аллей – 6км.
 

 
Но кусты самшита не только выполняют роль пажей, торжественно выстроенных по обеим сторонам  дорожек, но и являются основой для создания великолепных образцов топиарного искусства, чем Маркейсак прославился особенно в последние годы. Великолепны заросли “дикого”, десятилетиями не выстригавшегося самшита.
 

 
Повидимому, самшит здесь всегда рос в естественных условиях. Подтверждение этому мы нашли в поездке на старинном поезде по экскурсионному маршруту от Мартеля по долине Дородони (это недалеко, километров 50 от Маркеcсака).

 
По обеим сторонам дороги мы видели очень похожие заросли.  Но здесь самшит никто не высаживал точно. То есть  Julien de Cerval, не ведая  о современном толковании понятия "естественный сад", создавал именно его. В общем, с самшитом получилось  абсолютно точное попадание.
      Обогащая видовой состав растительности и формируя более  привлекательный образ парка, Жульен де Серваль во множестве высадил на южных склонах зеленые и опушенные дубы, средиземноморские клены, земляничные деревья, а на северных (“атлантических”) – грабы, клены полевые и белую акацию. Были интродуцированы и декоративные виды: липы, вязы, платаны, кипарисы и зонтичные сосны. Множество цикламенов создают цветной ковер с августа по октябрь. Для сбора дождевой воды в скалистом грунте были вырублены две большие емкости, позволявшие иметь запас воды для полива.
      Прибавились еще две извилистые(как Дордонь) аллеи: “Прогулка по вершинам” (“La Promenade des hauterus”)
и  “Прогулка в скалах” (“Promenade des falaises”).

 

 
   Они соединены множеством переходов и лестниц. Был устроен бельведер, открывающий дивную панораму
окрестностей,  главная эспланада с зеленой “комнатой”.

 
 
 
Реконструирована в готическом стиле часовня (в ней покоится прах владельцев поместья).

 
В парке уютно расположились три каменные хижины, искусно сложенные в стиле этого региона без использования раствора.
 

 
      В хозяйственной части появились конюшни, теплицы, фруктовый сад, голубятня и пр.
      Эра грандиозного созидания завершилась в 1893 и далее семья какое то время поддерживала поместье, но большую часть XX века здесь жили мало и все стало постепенно приходить в упадок. Лишь в 1996 году Клебер Росийон, отвечавший за  реставрацию соседнего Chateau Castelnaud взялся за восстановление  паркового ансамбля  Jardins de Marqueyssac  чтобы открыть поместье для широкого доступа. Работа 10 садовников и 60 строителей в течение года позволила вернуть садам облик, задуманный Жульеном де Сервалем , обезопасить и обустроить для публики прогулочные маршруты. Реализованы были и новые, дополняющие облик парка, идеи.

 

 
Появились аллея санталинов и розмаринов, водная “тропа”, пересекаемая искусственным ручьем, который падает каскадом с высоты 40м в прохладный водоем у начала подъема на бельведер.
 
     Позднее, в начале нынешнего века, пространство между шато и бастионом стало являть собой воплощение взрывной фантазии и кропотливого ручного труда мастеров топиарного искусства.
 
                              
 
Сложное переплетение плавно перетекающих друг в друга  фигур из стриженого самшита, сгруппированных тематически, временами напоминает застывшие, причудливо деформированные потоки лавы. А рядом – строго геометрически  прочерченные образы неведомых, фантастических существ.  Все это многообразие форм лучше рассматривать сверху, выходя из парка по новой аллее.  Угадать образ, скрытый в тщательно прописанной фигуре сразу не легко. Например, вот как выглядит один из участков этого самшитового буйства
 
 
А вот, как этот же участок изображен на плане, заботливо показанном устроителями на рядом расположенном щите:   
 
        
 
Если вспомнить буквы французского алфавита и отыскать их на плане (см. авторские подсказки синего цвета), то можно, например, прочесть слова: plaisir – удовольствие, promenade – прогулка. Жаль, что не реализовано очевидное продолжение, когда эти же буквы  выстрижены из реальных кустов в тех же участках сада бастиона. Было бы интересно.  Мне такого совпадения обнаружить не удалось.
       А еще, каждый четверг в июле и августе после заката солнца и до полуночи происходит шоу свечей! Вдоль дорожек загораются сотни свечей, включается подсветка скал, деревьев, шато, террас и т.д. Темно-синее небо, холмы с   замками на вершинах, огоньки городков на берегу Дордони отражающиеся в текущей воде и огромный сад-парк на вершине, размеченный сотнями огоньков, и наполненный загадочными тенями причудливо освещенных утесов и теряющимися перспективами оживших в темноте аллей.
       Есть в Маркессаке еще одно славное место на пути от бельведера к пристанищу поэта (“Asile du poete”). Сюда доходят не все посетители и его обычно не рекламируют в путеводителях.  А из тех, кто приходит , не все замечают. Слева от аллеи среди леса с “дикорастущим” самшитом можно увидеть россыпь как бы высунувшихся из листвы круглых камней, словно молодые коренастые боровики.

 

 
Но вблизи видно, что все организовано, что это коллектив и что они    ПОЮТ! Какая мимика! Все разные. Каждый со своей радостью, заботой или думой, но все во власти своего маэстро и вместе с ним. Им хорошо в этом самшитовом лесу среди друзей и слушателей.
 
                              

  Мне очень понравилось и почему-то вспомнились маски на окнах усадебного дома Якова Брюса в Глинках ...

 
Категория: Франция | Добавил: VEIK (28.05.2014)
Просмотров: 1470 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz