Замок Жумияк (Jumilhac) в Перигоре давно был одним из мест, куда хотелось попасть. Его эффектные изображения в путеводителях мало кого оставляют равнодушными.
К тому же выяснилось, что в поместье восстанавливается обширный сад и это окончательно определило решение: «Едем!».
В результате предварительного прочтения разнообразной туристической рекламной продукции нарисовалась картинка следующего
содержания: «Jumilhac – красивый средневековый замок, богатый мистическими историями и даже явлениями, обитель алхимиков и магов». К счастью, в действительности все оказалось гораздо интереснее, глубже и серьезнее. Очень помогла купленная на месте небольшая книжка «The castle of Jumilhac. History and description.» архивиста Жеро Лавернь(Geraud Lavergne). Вот что выяснилось.
Первыми это место обжили кельты, оценившие богатство здешних природных ресурсов, а в 51году до н.э. войска Цезаря присоединили здешние земли к Римской провинции Аквитания. Постепенно сформировалась богатая с/х область под названием Gemili actum. Становилась мощнее и крепость, обеспечивавшая защиту жителей от разбойничьих набегов, потрясавших Галию с III по V века н.э. Становление феодализма происходило утверждением власти местных сеньоров землевладельцев Gemiliaacum и их епархии под покровительством графов и епископов Лиможа. Период гало-романского процветания завершился с нашествием визиготов, разрушивших все вокруг, включая крепость Gemiliaco. Через год после победы Франков над захватчиками (507 г.) крепость была восстановлена, став опорой и символом города, выросшего вокруг нее и ставшего крупным центром производственной деятельности, торговли и даже чеканки монет в герцогстве Аквитания в эпоху Меровингов. Потом были вторжение сарацинов, конфликты с королевской властью, нашествие норманов в IX столетии с осадой и очередным разрушением крепости. Вновь отстроенная в1152 г., крепость многократно переходила из рук в руки в ходе Столетней войны между Францией и Англией.
В XIII веке власть в городе принадлежала трем известным в регионе семействам La Porte, Teyssieres и Bruchard. Представители последнего построили замок там, где расположен нынешний замок Jumilhac. В результате замужеств и наследований в эпоху послевоенной раздробленности правителями были многие, пока в в1581 году единоличным владельцем не становится Antoine Chapelle – человек деятельный и решительный. Он был чрезвычайно успешен в сфере металлургии и металлообработки, владел крупными кузнечными производствами, сочетая это с прогрессивным хозяйствованием на своих обширных земельных угодьях в Лимузене. Именно он перестроил древний замок Bruchardie, сделав его величественным и уникальным по архитектуре, снабдив великолепными крышами, сторожевыми и смотровыми башнями. Продолжив исторически зародившиеся в этих местах навыки работы с металлами, включая чеканку монет, золотодобычу (промывка золотоносных песков на реке Isle продолжалась здесь до XIX века), активно используя высокий с/х потенциал региона, реально способствуя занятости и росту доходов местного населения, он стал примером рачительного хозяина и заложил основы величия города Jumilhac. Выбрав для себя верные нравственные ориентиры, Антуан Шапель сделал все возможное, чтобы защитить свой город от опустошения войсками Католической Лиги, активно помогал из своих средств будущему королю Франции Генриху Наварскому. Металл, деньги, золото и хлеб он добывал примерным земным трудом, а не затворническими манипуляциями алхимиков как можно предположить на основании некоторых вольных трактовок в туристических брошюрах.
Следующим владельцем замка стал младший сын Антуана Шапель – Жак. Верный идеалам и устремлениям своего отца он укрепил позиции, своего рода добавив к титулу графа Jumilhac баронство еще двух поместий и стал, в соответствии с записями Парламента Бордо от 1656г. и Счетной Палаты Парижа от 1657г., маркизом поместья Jumilhac. К замку маркиз пристроил два крыла, расположенных напротив друг друга и соединенных с фронтальной стороны. Они придали всему сооружению законченность и импозантность. С южной стороны замок получил богатое украшение в виде террасированных садов в французском стиле, спускавшихся к Isle. Обращаясь к этому периоду времени, современные популяризаторы с бо/льшим воодушевлением говорят не об этих грандиозных работах, а о некоем семейном казусе, случившимся в личной жизни старшего сына Антуана Шапель – Антуана II. Дело конечно было давно и многое покрыто мраком, но якобы в одной из комнат замка 30 лет провела в заточении, жена Антуана II. И вроде бы основания опасаться неверности жены у Антуана II были, и подстраховался он уходя на долгую войну, а не в гости, но вот страдала она при этом как бы так сильно, что дух ее до сих пор присутствует в этой комнате и даже иногда посетителям является. Вот так! О садах поговорим отдельно, а сейчас снова к фактам истории.
Следующие поколения Антуана Шапель тоже не подкачали. Второй и третий маркизы Jumilhac Жан-Франсуа и Пьер-Жозеф отличились на военном поприще во славу королевства став генерал-лейтенантами и продолжали быть полезными отечеству, занимая высокие посты в региональной власти после возвращения с военной службы. Фамильные владения были еще расширены за счет присоединения нескольких поместий. Это был период наибольшего расцвета. Унаследовавший Jumilhac Пьер-Мари сумел сохранить великолепие замка во время революции (городу отошла только церковь) хотя имел высокий чин в армии короля, стал членом Генерального Совета департамента Дордонь, прославившись распространением новейших агрономических и животноводческих знаний. Его старший сын Антуан-Пьер был известным военноначальником при Луи XVI, отличился в походах армии Наполеона, но в Jumilhac не вернулся. Младший сын – граф Жозеф -Леон-Мари стал основателем нынешней ветви графов и маркизов Jumilhac.
Потом наступил спад. У замка сменилось много хозяев и только в 1927г. династия, его сотворившая, сумела вернуть себе родовое владение.
Теперь немного о самом интересном в устройстве и облике замка. На мой взгляд, это абсолютная нерегулярность и несимметричность всего, что касается планировки, размеров, конструкций и материалов. Выступы, пересечения плоскостей, декоративные элементы не повторяются. На фасаде не найти пары одинаковых окон. Сложнейшая крыша с башнями и каминными трубами индивидуальной формы, пропорций и размеров. Одинаковых тоже нет. Даже толщина стен, что хорошо видно на плане, различна в одном уровне.
Однако восприятие получается цельное и захватывающее. К счастью, владельцы замка в XIX веке не смогли существенно нарушить очарования стиля века XVI и отметились лишь рядом симметричных окон на южной стороне и десятком мансардных окон. Цельность восприятия жизни и сила Антуана Шапель и его ближайших потомков проявилась в разнообразии и сложности фигурных украшений, размещенных на шпилях крыши. Они сочетают в себе мотивы торжества человеческого духа и разума с красотой и естественностью животного и растительного мира.
Фигуры, символизирующие правосудие, справедливость, власть соседствуют с кудрявыми кочанами капусты, геральдическими лилиями, дельфинами, птицами и т.п.
Внутренне убранство замка претерпело гораздо больше преобразований и о первоначальном стиле XVI и XVII веков свидетельствуют только несколько помещений: жилая комната на нулевом (ground fioor) этаже, спальня «Леди Прядильщицы» (той самой, которая 30 лет пряла овечью шерсть и страдала) и великолепная комната приема гостей в правом крыле.
Это действительно шедевр. Инкрустации, мозаика, резные фигуры, настенные панели, полы, оконные рамы – все чудесная работа по дереву. Великолепная мебель и картины. И, конечно, камин – уникальный образец, одно из не многих сохранившихся художественных изделий такого рода с деревянным оформлением.
Здесь и резной фронтон, и каллиграфическая номограмма рода Jumilhac, и резные фигуры, отсылающие к временам Древнего Рима, рядом с образами времен года: женщина –осень с плодами земли и старик-зима в теплом одеянии.
Теперь о садах. Здесь о восстановлении прежнего облика пока говорить не приходится. Во-первых, из 12 террас, спускавшихся в XVII веке к Isle,
осталось всего две. Остальные перестали быть собственностью замка и, к началу XX века, сады были утрачены. Вот каким было состояние «садов» в 1905г. и в 1994г.
Позднее здесь началась реализация проекта, стиль которого, на мой взгляд, представляет собой некий mixt элементов ренессансного сада и надуманно мистифицированного отображения некоего единства астрологии и алхимии с культом золота.
Символизировать присутствие этого благородного металла должно буйство растений с преобладанием желтого цвета и вкраплениями в отдельных секторах оттенков белого, голубого и коричнево-красного цветов для создания образа соответственно «белого, желтого и розового» золота и т. п. и т.д.
Тут же напоминания о планетах Солнечной системы сопоставлением цветов и металлов. В общем, тяжеловато для сада.
Свежесть, легкость и душевность возникают только на участке с разно-видовой лавандой и шалфеем.
Розарий обычен, но конечно более уместен, нежели громоздкие, каменно-бетонные «образы» планет.
Верхняя малая терраса отдана вазонам с преобладанием в них желтого и голубого цветов
– фирменных цветов Jumilhac и шестиугольной фигуре из стриженого самшита тоже что-то символизирующей … .
Настоящим украшением южной части замковой территории является столетняя липа с прекрасно сформированной кроной. Она гармонично соединяет замок с шикарной солнечной террасой, на которой когда-нибудь непременно будет чудесный сад.
К сожалению, осталось ощущение диссонанса между романтичным, загадочно прекрасным, нелогичным, восторженным обликом замка и распланированно-формализованным духом сада, вынужденного оправдывать своим видом «увлечения» прежних владельцев, в то время как отражение их реального влияния на жизнь и историю этого региона да и всей Франции осталось в тени.
В тот же день мы запланировали побывать в еще одном известнейшем поместье Перигора –Шато Отфор(Chateau de Hautefort), причем это не было связано с тем, что прядильщица - графиня Jumilhac – одновременно Луиза Отфор, дочь маркиза де Отфор. Сей факт обнаружился позднее.
Chateau de Hautefort приобрело свой нынешний облик в XVII веке благодаря усилиям маркиза Жака-Франсуа (Jaacques-Francois de Hautefort), ставшего приближенным королевской семьи, советником короля Lois XIII и главным поставщиком для армии короля Lois XIV. Заинтересованность в его услугах в значительной мере объяснялась тоже, как ни странно, выдающимися успехами в области металлообработки и производства. В общем, тоже был великий «кузнец». Столь выгодные позиции стали источником богатства, реализованного в соответствии с личными вкусами и пристрастиями Жака-Франсуа. Маркиз не был женат и отличался аскетизмом во всем, что не касалось усовершенствования и украшения шато. На это(плюс строительство богоугодного заведения для village of Hautefort) и были потрачены все средства. В результате, средневековая крепость, располагавшаяся на месте древнего римского поселения, превратилась в роскошное шато классического стиля, демонстрировавшее статус и могущество marquis de Hautefort.
Предшествовавшая этой перемене история кратко выглядит так.
В XII веке крепость принадлежала семейству De Born(из него родом Bertran de Born – известный воин-трубадур Средневековья). Хозяйничал здесь и Ричард Львиное Сердце. В конце XV века собственником стало семейство De Gontaut. В эпоху Ренессанса крепость изменилась не сильно. Было реконструировано восточное крыло за счет замещения некоторых оборонительных возможностей в пользу функциональности и удобства. «Новаторство» проявилось лишь в украшении скульптурами и орнаментами
главных ворот и проездов по территории. Эти работы завершились в 1588г.
В 1616г. в истории шато начинает фигурировать термин «chateau neuf», но работы, проводившиеся под руководством сначала Francois de Hautefort, а затем его дочери Renee du Belay, носили ограниченный характер. Зато в 1640г. за дело взялся их внук и сын Jacques-Francois de Hautefort, принципиально изменивший ситуацию. Он воспользовался услугами архитектора Nicolas Rambourg, занимавшегося работами в шато в предшествующем столетии. Позднее архитектором стал Jacques Maigret, завершивший основные работы в 1683г.
На месте древнего донжона и средневековых башен возник воздушный центральный павильон с галереями, широкими лестницами, просторными залами и удобными приватными апартаментами. Реконструированы и расширены вспомогательные помещения, расположенные в цокольной и подвальной частях. Они, кстати, много позднее, во время II Мировой войны, стали убежищем для витражей кафедральных соборов Страсбурга, Нанси, Мюльхауза и Кольмара, а также библиотечных фондов.
Симметрично по отношению к сохраненной башне Bretagne, воздвигнута новая. Балюстрады, бельведер и террасы создали великолепные видовые зоны и связали шато с окружающим пейзажем.
Элегантность архитектуры подчеркнута исключительным расположением на вершине плато, господствующего над долинами рек Beuze и Lourde. Силует шато возникает на горизонте издалека, замещая окружающее и концентрируя на себе все внимание.
В XIX веке известный ландшафтный архитектор граф де Шуло создал вокруг сады в французском стиле и пейзажный английский парк (о них позднее).
Конец XIX и начало XX веков были в шато периодом запустения, который завершился в 1929г. когда Chateau de Hautefort было выкуплено бароном Henry de Bastard и его женой баронессой Simone de Bastard. Вложением огромных средств удалось провести реставрацию и обеспечить сохранность комплекса.
Эту работу в центральной части шато баронессе пришлось повторить после пожара 1968г., нанесшего серьезный урон. В настоящее и будущее время поддержание шато в надлежащем состоянии обеспечено средствами специального фонда, созданного Simone de Bastard.
Сады, расположившиеся на террасах и бельведерах, демонстрируют высочайший уровень понимания канонов французского стиля и умение деликатного новаторства.
Среди этой чистой классики жанра вкраплены великолепные акценты в виде кустов роз «Бургундский лед» («Burgundy Ice») с насыщенным бордовым цветом и легким нежным ароматом.
Эти прямостоячие кусты с блестящими плотными листьями ведут свою родословную от сорта «Айсберг» («Iceberg») с белоснежными цветами и тонким ароматом. Наследственность иногда проявляется в виде бело-розовых пятен на бордовых лепестках.
Стриженый самшит чудесно сочетается с повторноцветущей кустарниковой розой «Снежный шар» («Boule de Neige»).
Ее махровые душистые белые цветы имеют диаметр 6см.
Другой успешный компаньон самшита – шалфей. Например, ажурные кусты шалфея мускатного удачно контрастируют со строгостью тщательно сформированной фигуры из самшита.
В различных вариациях используется дует белого и малинового цветов. Такие возможности предоставляют георгины, флоксы, шандра и фуксии.
Левую часть поместья, если смотреть на бельведер, занимает большой (40 гектаров) старый парк в английском стиле. К сожалению, ураган 1999г. привел к большим разрушениям, следы которых видны и поныне. Восстановление осуществляется, хотя медленно. Но уже сейчас, здесь много уютных лужаек, аллей и эффектных растений.
Очень богато, разнообразно и естественно соединены шато и парк. Здесь и респектабельный парадный подход к главным воротам, и зеленые идеально выстриженные самшиты, и уютная загадочная вечнозеленая хвойная галерея.
Вот такие разные, впечатляющие замок Jumilhac и шато Hautefort, созданные трудом поколений преданных своей земле людей.
Браво «кузнецы»!
|