Шато Грюйер (фр.:Gruyrés) расположено в предгорьях Альп в пределах кантона Фрайбург (Швейцария). Основатели замка поместили в центр фамильного герба изображение довольно решительно настроенного журавля с угловато расправленными крыльями, широко шагающего с опасно раскрытым клювом и демонстрирующего всем своим видом готовность отразить агрессию отовсюду, где бы она ни возникла.
Тема образа птицы, беззаветно защищающей свою гнездовую территорию, довольно часто использовалась в истории как символ решимости людей отстоять свою независимость. Вспомним, к примеру, картину Яна Аселина (Jan Asselijn, 1610-1652), воспринимавшуюся как политическая аллегория, символизирующая борьбу с недругами Нидерландов.
Угрожающий лебедь (The Threatened Swan).1650.
Ну а здесь журавль дал к тому же название крепости (фр.: grue - журавль) и роду ее владельцев. Род графов Грюйер один из известнейших в Западной Швейцарии, хотя его происхождение определено не точно и есть достоверные свидетельства только о 20 графах с XI по XVI век.
Основа нынешних строений замка была заложена в 1272 году. Статус внушительной крепости, соответствующий духу герба, был актуален до конца XV века. С этих времен слава коммуны Грюйер прирастала не ратными подвигами, но мастерством ее жителей и гостей, а также красотой и богатством окружающей природы.
Маленький городок, прилепившийся к замку уютен и приветлив.
По окончании Бургундских войн (1474-1477), граф Людвиг (нем.:Ludvig) активно в них участвовавший на стороне Конфедерации начал перестройку замка, сосредоточившись на обустройстве и украшении жилых помещений и внутреннего пространства крепости.
Появилась живопись на темы Древнего Рима, и даже артефакты со сложной, запутанной историей происхождения.
Пристроенная башня с винтовой лестницей придала строениям более гармоничный вид. Во внешнем дворе была сооружена великолепная видовая терраса. Замковый ров засыпали, хотя по сей день сохранились остатки подъемного моста через него.
Безусловным атрибутом средневековой крепости, прекрасно выглядящим и сейчас является расположенная на нижнем уровне (фр.: rez de chausse) старинная кухня с очагом.
В память о победах швейцарских войск, особенно в битве при Мюртене (нем.: Murten), оформлен великолепный Бургундский зал с богатыми трофеями и гравюрами воспроизводящими батальные сцены.
Траурное одеяние из черного бархата с вышивкой
для священнослужителей при войске Карла Смелого.
Последний из графов Грюйер Михаель (нем.: Michael) обанкротился и лишился в 1554 году своего замка в пользу кредиторов: городов Фрайбург и Берн. Его использовали как резиденцию земельных наместников и префектов Фрайбурга. Они занимались последующим благоустройством замка. Свидетельства тому представлены в зале наместников, служившем, по-видимому, им рабочей комнатой. Здесь множество портретов, медальонов, гербов относящихся к хозяевам "кабинета" и их родственникам. Интересен декор стен, использующий изображение листьев аканта (акант или акантус (Acanthus) род растений семейства акантовые (Acanthaceaea)). Его крупные, колючие листья, похожие на медвежью лапу часто использовали в качестве мотива при оформлении в архитектуре, геральдике и ювелирном искусстве. Объяснение такого пристрастия кроется в том, что это мощное многолетнее растение с ярко-зелеными глянцевыми листьями и высокими пиками цветов является знаком триумфа, преодоления невзгод, символом жизни и бессмертия.
Напоминанием о том, что в жизни не всегда был праздник, служат статуи святых, за помощью к которым обращались во время свирепствовавшей чумы.
В 1848 семейство Бови (Bovy) из Женевы выкупило шато, а позднее уступило его фамилии Балан (фр:. Balland). В XIX веке в замке царила атмосфера творческого вдохновения, которую создавали многочисленные гости его владельцев. Среди них были Камиль Коро, Бартелеми Мен и Ференц Лист, для которого специально привезли инструмент из Женевы. Залы шато с этого времени украшают картины исторического и романтического содержания, пейзажи, медальоны и гравюры, а традиция привлечения и демонстрации новых тенденций в развитии искусства уже больше никогда не покидала замок.
Медный медальон с изображением Д. Бови. Выполнен А. Бови.
Интерьеры в стиле барокко представляют сегодня в замке XVII и XVIII века. Запоминаются оконные витраж и гобелены.
Графский зал посвящен трем последним графам Грюйер. Гербы, предметы интерьера, портреты, гобелены, посуда.
Зал Фюре (Francis Furet ) декорирован в духе здесь же изображенного девиза "Все хорошо, что хорошо кончается" ("Tout est bien qui finit bien").
Рыцарский зал оправдывает свое название содержанием цикла из 13 композиций (каждая соотнесена с определенным годом в летописи города), созданных в период с 1852 по 1862 год художниками - друзьями Даниэля Бови, предложившего свою трактовку истории замка Грюйер на основании легенд и исторических фактов и выполнившего первичные эскизы.
1099год. Женщины Грюйера не пропускают рыцарей,
собирающихся принять участие в Первом крестовом походе.
Портрет Даниэля Бови.
В этой стенной росписи в орнаментальном декорировании использованы мотивы, связанные с другим растением – чертополохом (род растений семейства астровые (Asteraceae)). Причины тоже понятны - растению приписывают способность воздействовать на злых духов, считают сильнейшим оберегом, надежной защита от порчи, сглаза и магических заклятий. На эмблеме рыцарей Ордена Чертополоха девиз – «Никто не тронет меня безнаказанно». В самом деле, это колючее, стойкое растение после срезания долгое время сохраняет форму, цвет и даже способность позаботиться о семенах – они созревают, когда растение уже было срезано. Конечно, оно достойно быть символом мужества и защиты.
Великолепный стол сделан в 1905 году по старинным эскизам.
Внутренний двор, окруженный высокой галереей, своим видом сейчас старается напомнить, о своем средневековом предназначении быть лагерем для военного отряда, обороняющего замок, выставляя напоказ стилизованные макеты боевых машин прошлого. Однако не менее интересен он сейчас своеобразно сформированными растениями, похожими на акации. Строго говоря, это робиния ложноакациевая (Robinia pseudoacacia) семейства бобовые (Fabaceae). Чем же она могла привлечь содержателей замка? Известно, что это быстрорастущее, засухоустойчивое дерево до 35 м высотой и диаметром ствола до 1м. Крона пышная ажурная раскидистая, ежегодно покрывающаяся многоцветковыми, ароматными поникающими кистями до 25 см длиной. Родом из Северной Америки. Живет более 100 лет. Понятно, что такое сочетание неприхотливости, декоративности и долголетия привлекательно. К тому же способность к быстрому росту дополняется терпимостью к сильной обрезке, что позволяет создавать нужную форму, открывая, например, взгляду красивую рельефную кора с четкими продольными бороздами серо-бурого цвета на массивном стволе, образующем со временем долговечные живые опоры. Они гармонично зрительно соединяются со старинной деревянной конструкцией галерей, окружающих внутренний двор.
А внизу по булыжникам передвигается чудная литая улитка - подарок современного деликатного скульптора, спрашивающего:-"Века все таки летят или ползут?"
Стена с башнями вокруг сада, построенная в конце XV века, окружила сад, следовавший средневековым традициям. Его нынешний вид - "партер во французском стиле"- появился в результате реконструкции, осуществленной семейством Баллан на рубеже XIX-XX веков.
В 1938 году город Фрайбург произвел обратный выкуп замка, передав заботу о его содержании в конце ХХ века специально созданному фонду.
Творческие личности конца XX и начала XXI веков тоже не обошли своим вниманием шато Грюйер.
Стены замка, окружающие вход во внутренний двор, украсили в 1997 и 1999 годах два внушительных щита, изображения на которых ассоциируются с Марсом и Венерой соответственно.
В помещениях шато располагаются временные экспозиции современных художников. На картинах фантастические сюжеты иногда развиваются в декорациях на темы замка Грюйер и его окрестностей.
Рядом с замком расположился музей швейцарского художника-сюрреалиста художника Х.Р.Гигера, получившего «Оскар» за декорации к фильму «Чужой».
Возвращаясь от высокого к земному не забудем, что коммуна Грюйер - родина знаменитейшего сыра с одноименным названием. В рейтингах экспертов (в зависимости от их пристрастий) он всегда №1 или №2 в Швейцарии среди твердых сыров. И сегодня, лучшие производители этого чудо-продукта, работают в окрестностях Грюйера и устраивают каждой осенью великолепный праздник встречи возвращающихся с горных альпийских пастбищ коровьих стад, все лето трудившихся на свой лад, чтобы люди смогли сконцентрировать свежесть, аромат, силу и красоту великолепной природы в плотных, аппетитных и пронизанных изумительными, слегка солоноватыми крупинками, кругляшах сыра.
|