Замок Роктайад.
Если не считать отправной точкой многочисленные свидетельства жизни людей на землях современного шато Роктайад(Chateau de Roquetaillade) еще в эпоху троглодитов, следует признать основателем первого оборонительного сооружения на этом месте Карла Великого.
Властитель давно контролировал герцогство Аквитанское, построив крепость в Фронсаке на Дордони, но, начав в 778 году поход за Пиренеи, стал создавать дополнительные форты в подходящих местах, встречавшихся на пути его войска. Одним из первых стал деревянный форт (предшественник Роктайада), возведенный на скалистом утесе за Гаронной примерно в 60 км от Фронсака.
В результате более чем тридцатилетней кампании Карл Великий присоединил к своей империи северо-восточные земли по течению Эбро от Барселоны до Помплоны и сделал Епископат Уржеля оплотом христианства на Пиренейском полуострове.
В XI -XII веках мот Роктайад начинает больше соответствовать своему названию, постепенно превращаясь в мощную каменную крепость, которая в наши дни представлена в основном донжоном и башней-воротами, и носит название "старый замок".
В начале XIV века судьба Роктайада пошла в гору еще круче. Два обстоятельства - начало Авиньонского периода папства и время наибольшей стабильности Аквитании, как английской территории, способствовали этому. Владелец Роктайада в этот момент был племянником Климента V - первого во времена "пленения пап" хозяина Авиньонского дворца.
Кардинал Гайар де ла Мот (этот самый племянник) был в то же время вхож в нужные двери в Лондоне и получил режим наибольшего благоприятствования в своем замысле построить новый Роктайад рядом со старым.
Получился роскошный укрепленный замок-дворец с шестью башнями и могучим донжоном, максимально комфортабельный для своего времени. Вокруг разросся городок фермеров и ремесленников с обязательной часовней.
Следующими владельцами стало семейство Лансак. Им пришлось восстанавливать замок после катаклизмов Религиозных войн, внося одновременно новшества эпохи Ренессанса в виде широких изящных окон, роскошных каминов и дымоходов, изящных залов и парадной лестницы.
Во времена революции Роктайад почти не пострадал благодаря умению владельцев договариваться с новыми хозяевами жизни, хотя воздействия высших сил в виде удара молнии в башню избежать не удалось.
После очередного периода упадка замок снова пережил десятилетний период возрождения благодаря новому собственнику, удачно управлявшему своими винодельческими хозяйствами. Семья Мовезен решила сосредоточиться на восстановлении и совершенствовании внутреннего убранства Роктайада, для чего пригласила гения своего времени, метра нового направления в архитектуре - неоготики, - Виолье-ле-Дюка. Он работал в сотрудничестве с Эдмондом Дютуа, самостоятельным проектом которого стала часовня. В результате, хотя работы и не были завершены полностью, декор залов, столовой, парадной лестницы и меблировка считаются образцами французского интерьера XIX века.
Усилиями Проспера Мериме, служившего главным инспектором исторических монументов, замок Роктайад попал в реестр исторических памятников. Открыт публичный доступ.
В XX- XXI веках замок славно потрудился в качестве не бутафорской декорации в нескольких фильмах. Многие помнят эффектный старт ракеты Фантомаса из средневековой башни на глазах изумленных Луи де Финеса и Жана Море, улыбку Жана Поля Белмондо в фильме "Доктор Пополь". Здесь же снимали "Картуш", "Братство волка" и др.
Сегодня Роктайад принадлежит семье виконта Себастьяна де Барио де Карпия. Ведутся очередные реставрационные работы с ожидаемыми затратами 3 миллиона евро, затрагивающие ремонт крыш, оконных витражей, росписей стен (включая не завершенные Виолье-ле-Дюком), восстановление декора сводов. Начаты работы в парковой зоне.
А так выглядят два гасконских замка Роктайад ("старый" и "новый") в лучах заходящего солнца в феврале 2019 года.
|