Стиль Ренессанс в архитектуре Франции получил мощный импульс развития во времена правления Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. Итальянские проектировщики, строители и декораторы были привлечены для сооружения или переустройства замков французской знати на новый манер. Клод Венцлер в своей работе « Замковая архитектура Ренессанса» ( 1999, Editions Ouest-France, Rennes) называет это время ( 1515 -1540 гг) I этапом становления новой архитектуры во Франции и определяет долину Луары как регион, где были сконцентрированы усилия в этом направлении. Замок Вилландри ( Villandry, Indre-et-Loire), датируемый 1536 годом становится завершающим аккордом парада выдающихся архитектурных проектов начала 16 века. К этому времени центр торжества нового стиля уже переместился в регион Il-de-France, где с 1528 г. в замке Фонтебло ( Fontainbleau, Seine-et-Marne ) обосновался Франциск I.
Значительность и уникальность замка Вилландри ( правильнее конечно Вийандри, но будем следовать устоявшемуся прочтению) во многом определяется тем, в каком облике мы имеем возможность воспринимать его сейчас. Дело в том, что ставший в 1906 г. владельцем замка Хоаким Карвалло, решил его не просто возродить из состояния заброшенности, взяв за основу созданный в 18, 19 веках усилиями прежних владельцев кардинально видоизмененный образ, но восстановить по возможности первоначальный замысел архитектора начала 16 века. Главным объектом реставрации ( помимо фасадов и внутренних интерьеров) стал регулярный парк. Значимость этого факта определяется тем, что в течение 300 лет происходила трансформация замковых садов и парков сначала в барочные, а затем в ландшафтные английские так, что к началу 20 века значительных ренессансных садов практически не осталось.
Нам удалось наглядно убедиться в наличии некоторого диссонанса в восприятии сохранившегося архитектурного шедевра начала 16 века замка Azay-le-Rideau ( Indre-et-Loire ) и окружающего его английского парка.
Регулярный парк Вилландри восхищает выверенной симметрией орнаментальных садов и грандиозным масштабом декоративного сада-огорода с его организованностью за счет строгих геометрических форм и стриженных бордюров, гармоничным многоцветием десятков видов овощей, уютом, благодаря увитым розами беседкам и фруктовым деревьям.
Нам показалось очень выигрышным трехуровневое планирование парка и значительная роль, отведенная каналам, фонтанам и водоемам. Особенно удачным в этом смысле представляется Сад воды с идеальной компоновкой водоема и четырех сдержанно оформленных полян с фонтанами. Удивительно гармоничное место.
Идеально расположен и оформлен аптекарский огород. Жаль, что холодная весна этого года во Франции, лишила нас возможности увидеть богатство его коллекции в красках.
Наверное, по той же причине, не произвел сильного впечатления Сад солнца под серым облачным небом ( см. статью « Ключ к успешному саду.» ).
Центральный канал парка забирает «отдохнувшую» воду из «зеркала» (такова форма водоема) Сада воды и доставляет ее, как на параде, сквозь вытянувшиеся в линейку зеленые ограждения орнаментальных садов и декоративного огорода, к парадному входу в замок, где она, обойдя мощеный парадный двор, отправляется на службу в защитный ров замка. Оставленные здесь Хоакимом Карвалло элементы классического стиля и донжон 12 века не ипротиворечат общему замыслу.
|