Замок Анже это все же крепость. Семнадцать мощных средневековых башен, соединенных стенами, словно сплетенными руками гигантских колоссов, образуют вызывающую уважение преграду. Воздвигнутая в IX - XII веках на высоту 40м (сейчас она ниже после вмешательства Генриха IX) крепость выглядит совершенно неприступной, особенно если приближаешься к ней от реки Мен.
Огромный ров шириной 10м, опоясывающий наружную стену, появился в XV веке и являл перед неприятелем дополнительную сложную проблему даже при том, что никогда не был заполнен водой. Зато сейчас он дружелюбен и
элегантен поскольку превращен в сад. Геометричеки выверенные фигуры из тщательно подобранных растений притягивают взор и манят спуститься. Строгие конусы стриженых хвойников и бордюры самшитоа эффектно сочетаются своей разнотоновой зеленью с палитрой оттенков красного, создаваемой цветниками и яркими не высокими кустарниковыми ширмами. Могучие кедры, как суровые стражники, оберегают порядок в этом саду.
Внутри крепости в XV веке был заложен небольшой сад, котрый сейчас предстает в виде бархатных лужаек газона, акцентированных изящными деревцами в кадках и разноуровневой планировкой с особым оформлением подпорных стенок
.
Растительная тема вообще причудливо вплетена в историю Анже. Известно, что здесь была вотчина королевской династии Плантагенетов, корни которой ведут к графу ЖофруаV Анжуйскому, отличавшемуся привычкой украшать свой головной убор веточкой дрока. Дрок называли тогда planta genista. По названию растения и графа стали называть Плантагенетом. Кстати, растение весьма интересное. Это полукустарник высотой до 1,5 м. Цветет обильно одним из первых весной желтыми цветами, расположенными на концах ветвей. Может быть поэтому он приглянулся графу. В тоже время ядовит, особенно семена. Растет по опушкам, среди вереска на открытых солнечных местах. Издавна используется для окрашивания тканей (особенно шерстяных) в желтый, коричневый или зеленый цвет. Широко используется в медицине. Дрок относится к семейству бобовых . Кстати,еще один представитель династии ГенрихII выбрал гороховый стрючок (тоже семейство) в качестве эелемента личного знака.
Иногда вместо дрока называют ракитник. Цветки тоже желтые и остальное похоже, но растение совсем другое. Да и латинское название cytisus не перекликается с Плантагенетами.
Но есть и сосвсем другая версия. Считают. что граф Жофруа украшал свой шлем вовсе не дроком, а поддорожником !? А потому Плантагенет - от platango! Мне больше нравится первая история. Как то романтичнее.
Вообще, основатели и последующие владельцы замка Анже не только демонстрировали пристрастие к выдающимся фортификационным достижениям, но и не были чужды эстетическому восприятию как самой крепости, так и внутреннего убранства замка. Френсис Милтон, автор многочисленных работ о замках Европы, в своей книге "Castels and Chateaux of Old Touraine and the Loire", вышедшей в 1906г. в Бостоне, говорит об Анже, как об исключительном архитектурном явлении. Он восхищается "черно-полосатыми башнями", выглядящими эффектно благодаря чередущимся рядам кладки из камня разных пород и сопровождает свой рассказ чудесной иллюстрацией выполненной Blanche McManus в 1903г. Френсис Милтон, обращая внимание на мрачную тональность построек Анже и припоминая Шекспира, герои которого говорят о "черном Анже", подчеркивает гармонию замка и расположенного вне крепости кафедрального собора St-Maurice, несущего черты романского и готического стилей и имеющего уникальный неф анжевского типа.
Внутри крепости находятся королевский дворец и капелла Sainte-Genevieve XV века, в которой хранился крест Анже, впоследствие ставшим крестом Лотарингии.
Величайший объект всемирного культорного наследия это конечно хранящийся в крепости гобелен, иллюстрирующий сцены Апокалипсиса. Феноменальная по мастерству, объему и художественному богатству работа была выполнена более 630 лет назад. К настоящему времени сохранилось примерно 2/3 от первоначального размера композиции и цвета по прежнему великолепны, хотя истинное их богатство удалось увидеть специалистам в 1982г. при реставрации основания гобелена, когда открылся изнаночный рисунок с почти первоначальной интенсивностью красок.
Френсис Милтон точно подметил удивительную особенность воспристия Анже когда в нем находишся. Ощущаешь себя как на берегу Луары, хотя на самом деле до впадения реки Мен в Луару еще 8 км. Такое чувство у меня возникло когда я был в Анже, но здравый смысл противился. Зато через год, прочитав книгу Милтона, я понял, чтот не одинок в своих эмоциях. Крепость и город Анже - важнейшее звено истории королевской Франции, неотделимой от Луары.