Оцените мой сайт


Всего ответов: 45

Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История садоводства » История садоводства

Средневековые сады Европы

Средневековые сады Европы.

 

 

    Еще не стертые до конца воспоминания и не атрофировавшиеся  органы чувств, пробуждают интерес людей к истокам, к тем первичным, взятым из природы видам растений, которые изменили и обогатили жизнь человечества. Понимание необходимости сохранения биологического разнообразия и естественного генофонда возникло не сегодня. Уже на рубеже IXX и XX веков выдающиеся ученые биологи приложили значительные усилия, чтобы обратить внимание всего мира на эту задачу, как неотложную и всеобщую. Именно тогда стали создаваться, становясь все более технологически совершенными, банки семян исходных природных видов растений, стал нормой регулярный обмен образцами из этих коллекций между хранилищами по всему свету. В последствии, почти исчерпав возможности жонглирования на генетическом уровне среди все заполнивших модифицированных сортов, к этим кладезям естества стали обращаться и "улучшатели" свойств растений для создания новых, устойчивых ко всему, но по прежнему противоестественных видов.

    Истинными же хранителями все же следует считать садоводов, ухаживающих за растениями не выгоды ради, а в силу собственного удовольствия и интереса, для блага своей семьи, своих друзей, знакомых.

    Как же возникли в жизни людей сады, и какой была их роль в разные периоды истории? Заметно сузив тему, вспомним сначала о происхождении средневековых садов Европы.

    Считается, что первые сады появились в третьем веке до н.э. на территориях Междуречья и в Египте. Не исключено, что один из этих регионов является первоисточником, но безоговорочной аргументации на сей счет мне не встретилось. Однако известно об интенсивных торговых отношениях между Египтом и Севером Месопотамии при посредничестве малых царств-городов на землях нынешней Сирии (например Ebla и Mari) в 2400-2300 годах до н.э.

    А еще была древняя страна Пунт на восточном побережье Африки, которая некоторыми египтологами считается прародиной первых династий фараонов, и путешествия египтян в которую в течении многих веков хорошо описаны. Из них привозили, в том числе ценные породы дерева, предметы культового назначения растительного происхождения и собственно растения. В то же время жители этой страны вели оживленную торговлю с государствами Аравийского полуострова, имевшими обширные контакты с Междуречьем.

    Но главное конечно не то, кто был самым первым, а то, что уровень цивилизованности явился определяющим фактором, позволившим людям соединить знания ученых и технические достижения строителей, сведения, полученные в результате войн и торговли, возможности теплого (часто жаркого) климата и стремление к разнообразию, красоте, богатству вкусов и запахов.

    В Египте сады поначалу являлись принадлежностью храмов, обеспечивая цветами, плодами и ароматами проводившиеся там церемонии. Садовники обеспечивали храмы миррой для благовоний и маслом для лампад. Выращивали они также гранаты, виноград, инжир и финики.

    Позднее грандиозными садами обзавелись дворцы фараонов и поместья богатых египтян. Устройство этих садов было ориентировано на то, чтобы доставить их владельцам два важнейших удовольствия в пустынном климате: близость к воде (в виде прямоугольных водоемов в центре сада) и освежающую тень (ряды сикомор и других тенистых деревьев, образовывавших аллеи для прогулок).

   Существовал еще один важный в рамках египетской традиции и мировосприятия тип садов - сады мертвых, которые "давали" возможность ушедшим вернуться на короткое время, чтобы вновь ощутить красоту жизни. Перед входом в гробницу располагался цветник с самыми изысканными растениями. Непременным атрибутом был источник свежей воды.

   В садах всех типов было много цветов. Они служили для придания торжественности обрядовым процессиям и  праздникам, а также для украшения венками, гирляндами и букетами мест их проведения.

   Судить об устройстве садов Египта сегодня можно по сохранившимся изображениям на стенах гробниц и храмов ( Карнак, Тель-эль-Амарна, долина Царей и др.) и по описаниям, содержащимся в рукописях древних мыслителей и уцелевших документах ( Плиний, Геродот).  
    Примером таких сохраненных изображений являются находящиеся в Британском музее фрески из гробницы Небамуна (XIV до н.э.), открытой в 1820 г. Музей приобрел их на торгах, долго выставлял в экспозиции, а затем, из-за начавшегося сильного разрушения изображений, провел серьезнейшую реставрацию, после чего вновь представил для всеобщего обозрения.
 

Фрагмент фрески с изображением пруда в саду.


     Однако не все имеющиеся сейчас в туристическом доступе свидетельства жизни древнего Египта абсолютно достоверны. Следует  не забывать о последствиях стремительного роста интереса к артефактам Востока в начале ХIX века, приведшего к появлению многочисленных подделок, разграблению обнаруженных древних сооружений с последующими не всегда добросовестными "реставрациями".

   Наиболее древними в Египте являются сады при храмах Мен-тухотепов (2100—2000 гг. до н. э.), террасный парк царицы Хатшепсут (около 1500 г. до н.э.), сады фараонов Эхнатона (около 1360 г. до н.э.), Рамзеса II (около 1260 г. до н.э. ), Рамзеса III (около 1190 г. до н.э.) .

   Известны описания многочисленных садов, подаренных этими властителями храмам, упоминающие об устроенных в них оливковых и миртовых аллеях, фисташковых рощах, тенистых местах отдыха под смоковницами и прудах с цветущим лотосом.

    Самые ранние сведения о садах Месопотамии относятся к эпохе шумеров.  Не зависимо от, того, какой точки зрения относительно происхождения шумеров придерживаться, их революционизирующее влияние на прогресс в жизни Междуречья доказан. Города -государства Урук, Ур и Лагаш поочередно устанавливавшие с начала третьего тысячелетия до н.э. и до 2400 года до н.э. власть над всем регионом, оставили археологам многочисленные свидетельства высокого уровня своего развития. Тысячи глиняных табличек с клинописью, находящиеся в распоряжении ученых указывают, что в 95% случаев на них нанесены тексты касающиеся описей материальных ценностей, расписок и других документов хозяйственной деятельности. Потребность учета стала одной из основных причин возникновения развитой письменности. Деятельность же была в основном сельскохозяйственная. Успешное ее развитие требовало хорошо организованной системы водоснабжения. Интенсивная торговля и строительство нуждались в надежных навигационных путях. Растущее богатство вынуждало иметь сильную армию. Все это ускорило процессы разделения труда, специализации общественных групп и обозначило потребность в едином координирующем центре. Так возникали города-государства. Шумеры принесли с собой высокую степень готовность к новому устройству жизни и обоснованно захватили лидерство. Мало обихоженные до них долины рек Тигр и Евфрат преобразились, добавив ко многим, вызывавшем удивление и восхищение новшествам, еще и культуру садоводства.

    В легенде о Саргоне (2334-2279 г. до н.э.) - основателе первой в истории великой империи - империи Аккада, подчинившей себе города Междуречья, повествуется о том, что после чудесного спасения из реки в раннем детстве он выучился и много лет работал садовником, пока богиня Иштар не открыла в нем дар завоевателя, приведшего к трону. Вряд ли авторы легенды посмели бы наградить всемогущего правителя навыками, не заслуживающими уважения и высоко ценимыми в его время. Легенда одновременно "цитирует" Саргона, произносящего: "Город, где я родился это Azupiranu (город шафрана) на берегах Ефрата". Тоже характерное заявление.

    Падение  империи привело к ренессансу шумерских городов-государств среди властителей которых выделялся основатель новой династии Лагаш - Гудеа (около 2100 г до н.э.). Свидетельства его правления в виде двух хорошо сохранившихся терракотовых цилиндров, хранящихся сейчас в Лувре, тоже важны в истории развития садового искусства региона. На них отражена история строительства храма Ningursu, божества, особо почитавшегося в Лагаше. Помимо прочего в ней упоминается о настоятельном требовании "заказчика" (Гудеа) наполнить храмовый комплекс максимально возможным количеством разнообразных растений.

     Следующим примечательным документом шумеров, сохранившимся в виде копий на глиняных табличках, является кодекс Липит Иштара (около 1930 г до н.э.) - по видимому, первый свод законов в истории, определявший взаимоотношения людей в процессе хозяйственной деятельности, а также семейные и земельные отношения. В части нас интересующей, там были подробны описаны отношения владельца сада и нанятого садовника, арендатора земли под сад и арендодателя, наказания за проникновение в чужой сад, нанесение ущерба растениям и воровство. Таким образом, садоводство в ту пору у шумеров было настолько развитым занятием, что потребовало регламентации на законодательном уровне среди других важных аспектов жизни. Кодекс законов Хаммурапи ( Вавилон), созданный ста пятьюдесятью годами позже, тоже посвятил полтора десятка статей правопорядку в садоводстве.
    Лавры известности в первом тысячелетии до н.э. принадлежали садам Месопотамии (Вавилон, Ниневия). Они поражали не только разнообразием растительности, но и великолепным архитектурным содержанием и обрамлением.

 

 

                    Фрагмент барельефа, обнаруженного при раскопках в Ниневии (Ассирия).
                     Изображены пленные,  работающие под надзором в садах.

     Описания "Висячих садов Семирамиды" в Вавилоне общеизвестны, учитывая, что сады не очень "висячие" и совсем не Семирамиды. Однако несомненно, что и
нженерная оснащенность этих сооружений обеспечила новый уровень возможностей создания сада мечты, приобщая его к "чудесам света". Одна из многочисленных реконструкций профиля этих садов весьма информативна.

 



 

Хорошо видно их расположение на берегу реки или рва с водой, причем террасы тем выше, чем ближе они к берегу.  Устройства для забора воды забирали её прямо из источника, поднимали на верхний уровень (около 30м)  откуда система каналов без труда распределяла влагу по нижним террасам. Гидроизоляция  обеспечивалась вполне современными битумом и свинцом.
    В отличие от Египта сады  Двуречья не всегда имели строгую геометрическую структуру. Наряду с выдержанной  почтительностью садов храмовых комплексов и рациональностью садов хозяйственного назначения большое распространение получили сады и парки для отдыха и развлечений. Видовой состав растений, высаживавшихся в них должен был удивлять, восхищать и напоминать о  победах в дальних странах, из которых они были привезены. Здесь же часто устраивались зверинцы, обширные охотничьи угодья и даже места для воинских учений. В значительной степени это было распространено в Ассирии и Персии.  
    Персидские властители считали необходимым элементами воспитания своих наследников не только обучение их военному искусству, но и знание полезных и опасных растений, умение с ними обращаться. Вообще идея царской власти в Персии I века до н.э. воспринимает царя как творца, создающего свою державу, как великолепный сад среди  окружающего хаоса,  и своим трудом обеспечивающего её благо. Своего рода символом власти правителя является реально возникающий по его указанию и часто при непосредственном участии роскошный царский сад "парадиз",  воспроизводящий модель райского сада на Земле.
    Показателен возведенный во времена правления Кира II архитектурный комплекс  В Пасаргадах (около 530 г до н.э.). Проведенные в XX веке раскопки однозначно подтвердили главенствующую роль царского сада в организации пространства этого дворцового ансамбля - первого грандиозного символа могущества ахеменидского Ирана. Сад находился в центре, его главная аллея выходила прямо  к   дворцовой резиденции Кира II, отделенной от остальных гостевых дворцов и павильонов комплекса пышной растительностью. Пасаргады являлся столицей державы и потому демонстрация величия творца, её создавшего, подчеркивается геометричностью сада на фоне окружавших  ансамбль беспорядочных холмов с невыразительной растительностью. Развитая ирригационная система сада, подавшая воду из реки Пулвар, помогала усилить эффект его упорядоченности.  Каменные каналы и бассейны разделили всю территорию на прямоугольные участки, подчеркнутые аллеями, открывающими перспективу движения к месту царствования создателя. При этом сад не совсем "парадиз" (в переводе с древнеиранского -огороженный сад") в том смысле, что не окружен стеной, а открыт  в окружающую природу.
    Эти особенности отличают место и роль сада в Пасаргадах от таковых в садах Вавилона, Ассирии и даже более поздней Персии (Сузы в эпоху ДарияI - 522-486 г до н.э., Персеполь времен Ксеркса - 486-465 г до н.э.), где в структуре дворцовых комплексов определяющей становится архитектура, отводя садам второстепенное место. Правда при этом элементы декора, украшавшего дворцы, в значительной мере пополнились стилизованными растительными мотивами.

 


Оголовок колонны в зале ста колонн в Персиполе.
 

    Безусловно, садовое искусство возникло в давние времена и в других цивилизациях - Китае (III век до н.э.), Индии, Японии( V век н.э.), но это произошло позднее. К тому же исторические события, существенно повлиявшие на становление государственности и культуры Европы в последние столетия до нашей эры и в начале новой эры, происходили вне связи с жизнью этих стран. Зато много позднее, в XVII - IXX веках, влияние Дальнего востока и Юго-Восточной Азии на развитие садоводства в Европе было значительным.( Бельгия Голландия Франция).

    Походы Александра Великого (Македонского) положили начало эпохи взаимопроникновения греческой и восточных культур, одним из проявлений которой стало распространение среди аристократии эллинистического мира (третий век до н.э.) пришедшей с востока традиции украшения частных жилищ и общественных мест фонтанами, гротами, шпалерами и разнообразными деревьями, кустами и цветами. Последовавшее затем установление гегемонии Рима еще больше расширило пространство, где активно происходило заимствование вдохновляющих идей создания гармоничных, благоухающих, радующих глаз и душу садов. Привезенные издалека неизвестные доселе виды растений были адаптированы садовниками к новым условиям и открыли новые возможности в кулинарии и медицине.

    Став неотъемлемой частью европейской культуры, искусство садоводства претерпевало вместе с историей государств времена взлета и упадка.

    Одним из таких значимых этапов стало падение Римской Империи, повлекшее за собой долгий период регресса во всех проявлениях цивилизованности. Свет знаний уступил место мраку догмы, однако сами знания и опыт не пропали. Им суждено было в большой мере сохраниться и локализоваться в аббатствах, где собирались, переписывались и хранились рукописи. Эти знания были доступны весьма ограниченному кругу людей, но ручеек образования все же не иссяк. К тому же в монастырях неотъемлемым атрибутом стали свои внутренние сады и огороды, помогавшие в лихую эпоху и продуктами и лекарственными средствами. Эти сады, как и вся жизнь монастыря, были надежно укрыты за высокими стенами, ставшими более чем на тысячу лет характерной особенностью сада.

 

 

Категория: История садоводства | Добавил: VEIK (28.01.2019)
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz